Старый Волжский мост

г. Тверь, Волжский пр-д

Старый Волжский мост соединяет берега Волги в историческом центре Твери. Его силуэт заслуженно является одним из символов города.

Мост-близнец

Известный аналог тверскому мосту – мост Франца-Иосифа в Будапеште.

По указанию Петра

Наплавной мост через Волгу в Твери был впервые сооружён, согласно преданию, по личному указанию Петра I, побывавшего в Твери во время Северной войны в начале XVIII в.

Историческая справка

В течение XVIII-XIX вв. сообщение между правобережной (центральной) и левобережной частями города велось посредством наплавного (понтонного) моста через Волгу. Опорами этому настилу служили около десятка очень больших лодок-барок, которые с помощью 100-килограммовых якорей ставили каждую весну на прикол поперёк Волги. Этот плашкоутный мост шёл от середины нынешнего Городского сада, т.е. от его балюстрады, до места, где ныне стоит памятник Афанасию Никитину. Переправа действовала только до осеннего ледостава, а во время весеннего половодья обе части города оказывались на какое-то время в полной изоляции друг от друга (как, впрочем, и Затверечье, поскольку не было постоянного моста через Тверцу).

Плашкоутный мост был очень неудобен в пользовании, не выдерживал больших грузов, имел небольшую пропускную способность, требовал постоянного ремонта. Городские власти практически никогда не брали на себя его содержание. Обслуживание этого моста отдавалось в ведение частникам-откупщикам, которые брали за проезд значительную плату.

В XIX в., с ростом города и его населения, увеличением транзита между Петербургом и Москвой, возникновением промышленных предприятий и усилением грузопотока проблема строительства моста через Волгу стала в Твери едва ли не самой насущной.

Наконец, в 1895 г. местные власти согласились взять на себя значительную часть расходов по строительству постоянного волжского моста. Остальную сумму выделила французско-бельгийская компания, строившая в это время вагонный завод в Заволжье и заинтересованная в бесперебойной перевозке материалов и продукции через реку.

В это время и в Европе, и в России получил распространение тип металлического моста, в котором технические достоинства удачно сочетались с красивым внешним обликом.

Мост через Волгу, возведённый инженером-строителем Машеком по проекту петербургского инженера-технолога Точиского, открылся 8 сентября 1900 г. Проезд по нему был бесплатным, городские власти и земство взяли на себя его содержание. Мост обслуживали слесарь и трое сторожей, его освещали 48 керосиновых фонарей, деревянные настилы меняли два раза в год.

При капитальной реконструкции моста в 1980-е гг. проезжая часть была расширена, пропорции его нарушились, перекрытия не выглядят такими парящими в воздухе, как прежде, но мост спасли от разрушения.

Как добраться

Мост находится в историческом центре Твери. На правом берегу Волги – территория бывшего Тверского Кремля с Императорским Путевым дворцом и другими историческими объектами, на левом берегу – набережная Афанасия Никитина с памятником этому знаменитому купцу-путешественнику.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Наверх