Памятник Петру I и Михаилу Сердюкову

г. Вышний Волочёк, Казанский пр-т
Памятник Петру I и Михаилу Сердюкову, строителям Вышневолоцкой водной системы, открыт на Привокзальной площади в Вышнем Волочке 19 сентября 2006 года. Первоначально скульптор намеревался изобразить Сердюкова коленопреклонённым перед императором, но отказался от этой идеи.

Памятник Петру I и Михаилу Сердюкову, строителям Вышневолоцкой водной системы, открыт на Привокзальной площади в Вышнем Волочке 19 сентября 2006 года.

Первоначально скульптор намеревался изобразить Сердюкова коленопреклонённым перед императором, но отказался от этой идеи.

Бронзовый монумент высотой 2,5 м выполнен по проекту Ю.В. Злоти, заслуженного художника РФ. Его сюжет: Сердюков представляет Петру I проект Вышневолоцкой водной системы. Сердюков стоит перед сидящим Петром, в руках у него развёрнутый свиток с проектом реконструкции Вышневолоцкой водной системы. Царь облачён в мундир преображенца, на левом его боку – шпага, на голове – треуголка. Скульптурная группа покоится на невысоком постаменте, облицованном плитами серого гранита.

Город Вышний Волочёк возник в местности, где издавна существовал перевал между водоразделами судоходных рек – волок, служивший необходимым звеном древнего водного торгового пути из бассейна реки Невы по рекам Мсте, Цне и Тверце в Волгу. Он впервые упоминается в 1437 г. как селение. Своим развитием город обязан созданию Вышневолоцкой водной системы – комплекса гидротехнических сооружений, позволивших соединить бассейн Волги с Балтийским морем. Строительство искусственной водной коммуникация в первую очередь было обусловлено необходимостью снабжения строившегося Санкт-Петербурга продовольственными товарами, строительными и другими материалами. Идея строительства комплекса гидротехнических сооружений для создания водного пути от Волги к Балтийскому морю принадлежит императору Петру I. Воплотил её в жизнь гидротехник-самоучка Михаил Иванович Сердюков.

Начало сооружения Вышневолоцкой водной системы относится к 1703 году. К 1708 г. была построена гидросистема, состоявшая из Тверецкого (Гагаринского) канала, соединяющего Тверцу и Цну, а также шлюзы на Цне для выравнивания уровней воды. В 1709 г. открылось сквозное судоходство из Волги в Ильмень, а летом 1710 г. выяснилось, что канал слишком мелок, и большие суда через него летом не проходят. Реконструкцией канала занялся М.И. Сердюков, представивший Петру I проект усовершенствования водной коммуникации. Он предложил перенаправить русло р. Шлины (притока Цны) так, чтобы она впадала в Цну выше устья канала и тем самым увеличила объём воды в канале. Сердюков был вызван для доклада в Петербург, и 26 июня 1719 г. был издан сенатский указ, передававший Тверецкий канал и шлюзы на Цне в ведение Сердюкова.

Все работы Сердюков выполнял на собственные средства. К 1722 г. была готова плотина на Шлине, а также каналы между Шлиной и Цной и между Шлиной и Ключиным озером. Начало Тверецкого канала обозначено памятным знаком, установленным к 300-летию Вышневолоцкой водной системы. На Цне была сооружена Верхне-Цнинская плотина (бейшлот), действующая до сих пор. На берегу установлен скромный памятный знак — небольшая мраморная плита с надписью. Сердюков провёл также реконструкцию Тверецкого канала, после чего тот стал пропускать большие суда. Водный путь из Петербурга к Волге заработал в полную силу. Канал оставался в ведении Сердюкова до его кончины в 1754 г.

В 1741 г. южнее Вышнего Волочка было создано гидротехническое сооружение, питавшее резервными водами всю систему, – водохранилище, названное Заводским (по стоявшим на его берегах мыльному, пивоваренному и винокуренному заводам Сердюкова). На берегу водохранилища была построена частично сохранившаяся до нашего времени усадьба Сердюкова. В 1743 г. Сердюков был пожалован дворянством. С 1757 г. водной системой управлял сын М.И. Сердюкова Иван, утонувший в 1761 г. в Заводском водохранилище. Он похоронен в одной могиле с отцом на кладбище, расположенном на западном берегу водохранилища.

В 1774 г. государство выкупило водную систему у потомков Сердюкова. С этого времени многократно проводились работы по усовершенствованию коммуникации. Вышневолоцкая водная система использовалась для транзитного судоходства до конца XIX в. и официально прекратила своё существование в 1892 г. Некоторое время её продолжали использовать для сплава леса. Постановлением Совета министров РСФСР Вышневолоцкая система, признанная в 1960 г. памятником федерального значения, взята на государственную охрану. В настоящее время судоходного значения водная коммуникация не имеет, открыта только на верхнем и нижнем участках.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Наверх