Воскресенский собор

г. Кашин, ул. Льва Толстого, д. 5
Воскресенский собор — пятиглавый храм с апсидой, трапезной и трёхъярусной колокольней высотой 76 м, на которой установлены часы. Собор находится в историческом центре города Кашина и является одним из самых больших на тверской земле.

Воскресенский собор — пятиглавый храм с апсидой, трапезной и трёхъярусной колокольней высотой 76 м, на которой установлены часы. Собор находится в историческом центре города Кашина и является одним из самых больших на тверской земле.

Монументальность и высокие художественные достоинства соборного иконостаса легли в основу легенды о том, что он был передан в Кашин из Успенского собора Московского Кремля.

На стене собора имелась надпись, что он «застроен с 1796 г. в царствование Императрицы Екатерины II, на сумму, Высочайше пожалованную Императрицей в количестве семи тысяч рублей, по благословению преосвященного Иринея, епископа Тверского и Кашинского, при протоиерее Дмитрии Фёдорове Верещагине».

Выдающийся знаток древнерусского искусства Игорь Грабарь по первоначальным впечатлениям приписал иконы Кашинского чина кисти Андрея Рублёва, но это не подтвердилось. Установлена их принадлежность к местным художественным традициям — «тверским письмам» XV века. Иконостас выполнялся для Спасо-Преображенского собора в Твери, при ремонте которого в 1630-х гг. был частично вывезен в Кашин.

29 ноября 1812 года когда французы были довольно недалеко от Кашина, в Воскресенском соборе служили литургию у чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, после чего икону проводили за город многолюдным крестным ходом.

Воскресенский собор в Кашине расположен на территории бывшего Кашинского кремля, на левом берегу реки Кашинки, внутри её уникальной излучины, имеющей почти кольцевые очертания. На кромке холма сохранились остатки валов кремля. Воскресенский собор — пятиглавый храм с апсидой, трапезной и трёхъярусной колокольней высотой 76 м, на которой установлены часы. Его фасады украшены шестиколонными портиками тосканского ордера с фронтонами, углы закреплены пилястрами, поверхность стен обработана филёнками. Барабаны световых глав имеют восьмериковую форму. Общая длина постройки составляет 63 м, ширина — 26 м.

Впервые деревянный храм Воскресения в Кашине упоминается в летописи под 1382 г., в нём был погребён кашинский князь Василий Михайлович. В начале XVI в. на его месте воздвигли кирпичную соборную церковь. К концу XVIII столетия она обветшала, сильно пострадала от пожаров, и было принято решение отстроить храм заново.

Возведение нового величественного Воскресенского собора началось в 1796 г., в последний год правления императрицы Екатерины II, и государыня выделила на строительство значительную сумму.

В 1817 году, когда новый собор был освящён, кашинцы обратились к тверскому епископу с просьбой о перенесении мощей святой благоверной княгини Анны Кашинской из Успенского собора в Воскресенский, что и было сделано. Сред кашинцев храм до сих пор именуется в обиходе «собором Анны Кашинской».

Внутреннее убранство его было великолепно. Главным украшением собора стал девятиметровый иконостас, так называемый Кашинский чин. Рамы на иконах в трёх иконостасах позолотили червонным золотом. В соборной ризнице хранились ценные серебряные сосуды, первоначально предназначавшиеся для русской посольской церкви в Париже.

Городское общество Кашина провело в начале 1850-х гг. подписку на пожертвования для строительства при соборе каменной колокольни. Её возведение потребовало огромных средств, но, тем не менее, они были собраны. Одни только купцы братья Иван и Николай Терликовы внесли 100 тысяч рублей. Купцы Ждановы пожертвовали в храм колокол весом 625 пудов. В 1872 году на колокольне установлены куранты, приобретённые на Лейпцигской ярмарке.

Престолы: в холодной церкви — Воскресения Христова (главный), Владимирской иконы Божией Матери (северный), мчч. Гурия, Самона и Авива и Всех Святых (южный); в тёплой церкви: Благовещения Пресвятой Богородицы (северный), блгв. вел. кн. Михаила Ярославича (южный), свт. Николая Чудотворца и прп. Василия Парийского (в колокольне на втором этаже).

В конце XIX столетия Воскресенский собор стал крупнейшим во всей Тверской епархии: в нём могло поместиться всё тогдашнее население Кашина — около 7 тысяч человек.

В 1934 году соборные колокола были сняты, оставлен только один набатный. В 1936 году были разрушены иконостасы и внутреннее убранство собора, с холодного собора сняты кресты, вместо которых был водружён красный флаг. С 1940 г. храм стал использоваться как складское помещение.

В 1970-е гг. провели реставрацию собора «по-советски», в ходе которой были уничтожены многие лепные детали, а некоторые помещения полностью перестроены. 9 декабря 1975 года в «отреставрированном» здании собора открылся городской Дом культуры со зрительным залом на 320 мест, танцевальным залом, комнатами для занятий художественной самодеятельностью, экспозиционным залом и залом бракосочетаний, а в подвальном помещении разместилась столовая.

В 1998 г. проводилась реставрация собора: в холодной половине храма были восстановлены пять куполов с позолоченными крестами. В 2007 году в соборе начались третьи реставрационные работы: покрашены купола, поставлен новый золотой крест и луковица на колокольню, восстанавливалась прежняя планировка помещений.

25 июня 2009 года, в день 100-летия второй канонизации святой благоверной княгини Анны Кашинской Воскресенский собор был передан Русской Православной Церкви, а на площади перед собором открыт памятник святой княгине. В 2011 году площадь у Воскресенского собора была официально переименована в Соборную.

По своим масштабам собор является одним из самых больших на тверской земле, а в панораме Кашина это неоспоримая доминанта.

Монументальность и высокие художественные достоинства соборного иконостаса стали основанием легенды о том, что он был передан в Кашин из Успенского собора Московского Кремля.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Наверх