Житенный монастырь

г. Осташков, п-ов Житное, д. 3
+ 7 915 738-63-90
http://odigitria.cerkov.ru/
Ежедневно 08:00–21:00
http://vk.com/club64218437

Обитель с трёхсотлетней историей

Жизнь мужского Житенного монастыря (в нынешнее время – женского) - это история длиною в три столетия. Череда бесконечных испытаний, стремление выжить в нелегкое время, сохранить первозданный облик святости и преданности Богу сопровождает обитель с начала ее основания, которое, согласно летописи, было положено в 1716 году.

Мужской Житенный монастырь получил свое название благодаря одному из островов озера Селигер. С древних времен на этом острове находились житницы, куда управление Патриаршего двора ссыпало хлебные запасы, собиравшиеся с жителей города Кличен, который располагался поблизости, на острове Кличен. На острове Житном уже тогда была построена первая церковь. Однако после литовского разорения, пришедшегося на XIV-XV века, эта церковь была сожжена, и только место, где она стояла, оставалось в памяти осташковских жителей и слыло под названием "Старого церковища".

В XV веке Осташков уже был обнесен земляным валом и деревянными стенами, что по древнему обыкновению давало ему право называться городом. Однако эта первая крепость была разрушена  во время польско-литовского нашествия в начале XVII века. В 1626 году построили новую, но и она простояла недолго. В 1651 году царем Алексеем Михайловичем было дано распоряжение построить третью по счету крепость, но в 1676 она подверглась пожару. Последняя была восстановлена по просьбе жителей города через два года. Она просуществовала до 1711 года, после очередного пожара ее больше не возобновляли.

Сами осташковцы, не обращая внимание на указы, продолжали заботиться о церкви и благоустраивать ее. После создания нового, дополненного, иконостаса они попросили в Санкт-Петербурге у местоблюстителя патриаршего престола, Рязанского митрополита Стефана разрешение на освящение церкви. Митрополит сразу дал свое согласие, но, несмотря на это, процесс освящения храма шел очень медленно. Проблема состояла в том, что селижаровский игумен Нифонт, которому было предписано совершить данный обряд, поначалу обещал, но потом отказался от своих намерений, побоявшись преосвященного Игнатия. Тогда, по новому прошению земских старост Осташковских слобод Власа Елецкого и Леонтия Терехова, указом от 28 октября 1719 года освящение было предписано произвести священнику Харитону Григорьеву из погоста Полнова Новгородского уезда. После освящения церкви, согласно указу епископа Игнатия, священника Леонтия Иванова все же постригли и вместе с другими монахами с острова удалили.

Крепость имела четверо ворот, трое из которых выходили на озеро, а одни вели в город "по сухому пути". Этот проезд находился с южной стороны Осташкова и назывался Главным. На стенах крепости стояло 16 башен, самой основной была Большая городская башня, через которую проходила "проезжая дорога". На этой башне находилась особо чтимая Смоленская икона Божьей Матери Одигитрии, которая благодатно покровительствовала городу, особенно в бедственные времена. Эта икона считалась небесной покровительницей Осташкова. После пожара в крепости в 1711 году, истребившего все сооружение, икону нашли в пепле абсолютно невредимой, и лишь незначительные ожоги напоминали о произошедшем. Осташковцы очень дорожили своей святыней, и для нее было решено построить часовню на Главной улице, близ того места, где она находилась прежде.

В начале XVIII столетия город Осташков состоял из двух слобод: слободы Патриаршей, в которой жили крестьяне, находившиеся в вотчинном управлении Патриарха Московского и всея Руси, и слободы Иосифовской, в которой жили вотчинные крестьяне Волоколамского Иосифова монастыря. Для того, чтобы добиться разрешения на строительство часовни, жители двух слобод отправили в Благочиние патриарших церковных дел своих доверенных представителей Василия Архипова Стебакова и Феодора Шмикена. 25 октября 1715 года был издан указ о возведении деревянной часовни. Однако в 1716 году, когда часовня уже строилась, у жителей Осташкова появилась идея построить для иконы церковь, тем более что особых затрат на это не требовалось, нужно было просто сделать небольшие надстройки. Месторасположение церкви было определено на Житном острове, где когда-то стояла небольшая церквушка.

Итак, посоветовавшись между собой, горожане подали в Патриарший казенный приказ челобитную о разрешении поставить на острове Житном церковь в честь Смоленской иконы Богоматери. Дело это было непростым, так как в России с 1716 года запрещалось строительство церквей "сверх потребы". А в Осташкове уже было два больших собора, построенных в конце XVII века, - Воскресенская церковь Знаменского монастыря и Троицкая церковь. Но, вероятно, крестьяне Патриаршей слободы, проживающие рядом с Казенным приказом, могли знать туда "доступы", что естественным образом облегчало их задачу.

Это задание было поручено крестьянину Иосифовской слободы Фоме Афанасьеву Макарову, который имел дом близ строившейся часовни. Ему вызвался помогать вдовый священник осташковской Воскресенской церкви Леонтий Иванов. С 1503 года и вплоть до царствования Екатерины II вдовым священникам запрещалось священнодействовать, и Леонтий Иванов искренне надеялся, что после возведения церкви на острове со временем появится и монастырь, где, приняв пострижение, в новом сане иеромонаха, он сможет вернуться к прежним обязанностям служителя церкви. 19 марта 1716 года управитель Духовных дел Ржевского уезда, селижаровский игумен Иоаким прислал в Осташков на имя старосты осташковского Троицкого собора Климента Мокиева "Указную память", в которой согласно прошению жителей города, разрешалось "строившуюся в Осташкове, на Главной улице, в честь иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии, часовню перенести на Житенный остров, поставить ее там на старом церковном месте, или церковище, прирубить к ней с восточной стороны алтарь, с западной трапезу и сделать верх, как и у прочих церквей, и по построении внести в нее упомянутую икону".

Благодаря усердным стараниям жителей Осташкова церковь быстро строилась и благоустраивалась. Когда, наконец, она была готова, священник Леонтий построил себе близ нее келью и стал там проживать. Постепенно к новому храму стали приходить монахи из разных монастырей, которые, как и Леонтий, селились рядом и вели церковную службу. Эти поселения и положили начало мужской обители на Житном острове озера Селигер.

После возведения церкви в честь Смоленской иконы Божьей матери, а также "самовольного" появления монашеской общины на Житном острове монастырь не раз сталкивался с серьезными "затруднительными обстоятельствами", грозившими его упразднением.

Возрождение

ХХ век стал нелегким испытанием для осташковского мужского Житенного монастыря. С приходом к власти большевиков началось повальное закрытие обителей с последующим их разорением. Еще в июне 1917 года уездный съезд крестьянских депутатов вынес постановление о передаче всех земель в ведение земского комитета. Были реквизированы земли и покосы, принадлежавшие Житенному монастырю. После закрытия обители в 1929 году там был открыт молочный завод. Все помещения были переделаны под кабинеты, цехи и склады, и лишь купола храмов напоминали о том, что здесь когда-то был монастырь. Большая часть утвари и икон была разграблена, и лишь чудом сохранившаяся икона Смоленской Богоматери Одигитрии XVII века была найдена одной из прихожанок храма Житенного монастыря.

Осташковский  Житенный монастырь был открыт 17 июля 2002 года, в день памяти царственных мучеников, по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора и Священного Синода.

По материалам: http://monastir-bogorodici.ru

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Наверх