Здание присутственных мест

ул. Комсомольская, д. 4, Торопец

Здание присутственных мест, 1802 г.

Здание датируется на основании надписи на чертежах, составленных в нач. ХІХ века, хранящихся в Государственном историческом архиве в г. Санкт-Петербурге. На поэтажных планах, указаны такие названия помещений (архив, суд, казначейство), которые свидетельствуют о явно общественном характере здания. Но из другой надписи из этих же чертежах следует, что дом принадлежал Прасковье Кушалевой, вдове гвардии подпоручика. Не совсем понятно, почему общественное здание находилось во владении частного лица. Не исключено, что часть дома была жилая, о чем и упоминается в надписи на чертежах. По сведениям местных жителей, с 1907 г. в здании размещалось Реальное училище.

Наиболее значительные изменения произошли уже в советское время при приспособлении здания под школу. Потребность в увеличении полезной площади привела к тому, что сводчатые проезды во двор были превращены во внутренние помещения. Их арочные проемы заложены. Вместо арок возникли узкие входные проемы и окна.

Здание расположено на «Красном» острове между Богоявленской церковью и Корсунским собором. Своим главным протяженным фасадом оно было обращено в сторону Псковской улицы, являвшейся продолжением Бельского тракта, служившего одним из трех основ основных въездов в город. Здание Присутственных мест стояло вдоль одной из важнейших магистралей города и внешним обликом вполне отвечало своей репрезентативной функции. Здание стоит несколько в глубине по отношению к красной линии улицы, что было необходимо для того, чтобы экипаж мог развернуться и въехать во двор через один из арочных проездов. Кроме того, сам масштаб здания и общественный характер его назначения требовали такого свободного пространства перед ним.

Сохранившиеся чертежи поэтажных планов дают полное представление о его первоначальной планировке. В здание вело четыре широких входных проема, расположенных примерно в середине сводчатых проездов, перекрытых на всем протяжении коробовыми сводами. Боковые части дома имели в первом этаже самостоятельные входы и носили изолированный характер по отношению к помещениям центральной части. В плане они напоминали флигеля, вытянутые вглубь двора.

Главным во втором этаже был анфиладный принцип планировки, характерной для русского барокко. Анфилада помещений шла вдоль главного фасада, поворачивала вдоль торцов и шла вдоль двора, упираясь в глухую поперечную стену в центре. Изменение направления анфилады подчеркивается скруглением угла.

После приспособления здания под школу, была изменена не только планировка самих помещений, но и прежде всего принцип взаимосвязи между этажами и отдельными помещениями. Первоначальная планировка здания имела очень упорядоченный и осмысленный характер и явно была заимствована из «образцового» проекта общественного здания, для которых предусматривался не только главный фасад, но и внутренняя планировка.

Архитектурная декорация здания состоит из немногих типовых элементов, но найденных так удачно и так продуманно расположенных, что она производит очень строгое архитектоничное впечатление и одновременно придает зданию достаточно нарядный вид. Равномерное распределение декорации на всех фасадах, ее независимость от внутренней структуры здания, делает архитектурное оформление фасадов осмысленным и самостоятельным художественным приемом, новым для гражданского зодчества г. Торопца этого времени. В декорации преобладают черты классицизма.

Здание является единственным документально подтвержденным в г. Торопце примером гражданского общественного сооружения, построенного в начале XIX века. Оно выдержано в «классическом» стиле, очевидно, по одному из «образцовых» проектов, предназначенных для общественных зданий провинциальных городов и отличается высоким уровнем архитектурного профессионализма. Ценность здания особенно очевидна благодаря сохранившимся чертежам нач. XIX в., позволяющим полностью представить себе его первоначальный облик.

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Наверх