Церковь Богоявления. Краеведческий музей

г. Торопец, ул. Комсомольская, д. 2

Торопецкий краеведческий музей был открыт в 1924 г., а с 1962 г. находится в здании Богоявленской церкви (XVIII в.), расположенной на острове, который Торопа обтекает двумя рукавами при своём переходе из озера Соломено (также называется Соломенное) в озеро Заликовье (Заликовское). В XVI в. весь остров был обустроен как кремль, который назвали Новым городом, или Красным валом.

Александра и Александр

На острове Красный вал неподалёку от Богоявленского храма, в котором ныне находится Торопецкий краеведческий музей, расположен действующий Корсунский собор (1676). В соборе находился чудотворный образ Корсунской Божией Матери, подаренный городу полоцкой княжной Александрой в честь её венчания в Торопце со святым благоверным князем Александром Невским.

Историческая справка

Особый интерес вызывают археологические находки с территории Торопца и Торопецкого района, свидетельствующие о культуре и быте населения каменного, бронзового и раннего железного веков, а также древнерусского времени. Очень профессионально сделана экспозиция, отражающая быт торопчан — горожан и сельских жителей — и усадебную культуру XVIII — начала XX в. Значительный интерес у посетителей музея вызывает модель фрагмента партизанского штаба в виде крестьянской избы, где проводятся реальные тактические занятия с использованием рации, военной амуниции и наглядных пособий.

Шедевр торопецкого зодчества

Церковь Богоявления Господня, в которой в настоящее время размещён Торопецкий краеведческий музей, построена в стиле барокко и освящена в 1766 г., каменная, трёхпрестольная: престолы Богоявления Господня (главный), Сретения Господня, Феодора Тирона. Средства на постройку храма выделил торопецкий купец Фёдор Гундоров. Храм считается лучшим творением торопецкой архитектурной школы. Зодчий применил интересный конструктивный приём: храм и трапезную он построил как два одинаковых четверика, над одним из которых возвышается восьмерик самого храма, а над другим — восьмигранная колокольня. Это позволило собрать все формы в единый компактный объём, где завершающие, верхние, части здания стали равноценными. Три фасада церкви — северный, южный и западный — с высокими фронтонами. Чтобы придать церкви зрительную устойчивость, по сторонам трапезной пристроили два крыльца на ползучих арках, напоминающие своими формами крыльца-рундуки жилых построек конца XVII в. С восточного фасада, выходящего на озеро, когда крылец совсем не видно и колокольня почти скрывается за восьмериком храма, силуэт церкви становится похож на высокую колокольню. Особенно красив декор. Повторяяшироко распространённые для своего времени формы, он остаётся типично торопецким. Это достигается преимущественно пластичностью самих форм, их объёмностью.

Как добраться

Здание, в котором размещается музей, находится в историческом центре города.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Наверх