Памятник святой кн. Анне Кашинской

г. Кашин, ул. Льва Толстого, д. 5
Памятник святой благоверной княгине Анне Кашинской находится на территории бывшего Кашинского кремля, на площади перед Воскресенским собором. Скульптор А.Н. Ковальчук является и автором памятника супругу святой Анны Кашинской святому благоверному князю Михаилу Тверскому в Твери.

Памятник святой благоверной княгине Анне Кашинской находится на территории бывшего Кашинского кремля, на площади перед Воскресенским собором.

Скульптор А.Н. Ковальчук является и автором памятника супругу святой Анны Кашинской святому благоверному князю Михаилу Тверскому в Твери.

По преданию, княгиня Анна Кашинская явилась в первой половине XVII в. пономарю одной из кашинских церквей Герасиму, исцелила его, а затем ещё нескольких больных.

Памятник был торжественно открыт и освящён в день 100-летия второго прославления этой святой — 25 июня 2009 года. Автор памятника — народный художник России, лауреат Государственной премии России, премии Правительства России в области культуры и искусства, премии Москвы скульптор Андрей Николаевич Ковальчук.

Весь 2009 год проходил в Тверской области под знаком 100-летия со дня второй канонизации святой благоверной княгини Анны Кашинской. Это событие было отмечено множеством крупных мероприятий, в том числе творческих конкурсов и научных конференций. Вышло в свет подарочное издание «Житие святой Анны Кашинской», а также красочное переиздание книги Т.И. Манухиной «Святая благоверная княгиня Анна Кашинская».

Анна Кашинская, в монашестве София (ок. 1280-2.10.1368) — тверская княгиня, святая (благоверная княгиня) Русской Православной Церкви. Она была дочерью ростовского князя Дмитрия Борисовича, в 1299 г. вышла замуж за князя Михаила Ярославича Тверского, казнённого 22 ноября 1318 г. в Орде (канонизирован в 1547 г.). В 1326 г. в Орде был казнён её сын Дмитрий Грозные Очи, а в 1339 г. — другой сын Александр Михайлович Тверской и внук Фёдор Александрович.

В 1358 г. в возрасте около 80 лет княгиня упоминается как монахиня София. Вероятно, в это время она была настоятельницей Тверского Афанасьевского женского монастыря. Известно, что в 1361 г. она пожертвовала несколько сёл Тверскому Отроч монастырю, куда ушёл на покой тверской епископ Феодор, а в 1367 г. приняла участие в похоронах этого святителя. В том же году княгиня уехала из Твери в Кашин вслед за своим младшим сыном, кашинским князем Василием Михайловичем, где впоследствии и скончалась. Хотя она известна как Анна Кашинская, но в этом городе провела лишь последний год своей жизни. По житийной традиции, перед смертью она приняла схиму, вновь с именем Анны.

Мощи Анны Кашинской были найдены в 1611 г. в кашинской церкви во имя Пресвятой Богородицы. По преданию, княгиня явилась пономарю кашинского Успенского собора Герасиму, исцелила его, а затем ещё нескольких больных. Началось почитание её мощей как чудотворных. В 1649 г. по повелению царя Алексея Михайловича мощи были освидетельствованы тверскими духовными лицами, в это же время были зафиксированы и новые чудеса. В 1650 г. в Кашин приехал государь, мощи Анны перенесли в соборную Воскресенскую церковь, и состоялась официальная канонизация Анны Кашинской как святой благоверной княгини. Службу на перенесение мощей составил писатель Епифаний Славинецкий. В 1660–1670-е гг. сформировался обширный агиографический корпус текстов: Житие, Сказание об обретении и перенесении мощей, «Плач княгини Анны».

Но спустя 10 лет после соборного анафематствования старообрядцев («раскольников»), 12-21 февраля 1677 г., в Кашин по распоряжению патриарха Иоакима была отправлена комиссия, осмотревшая мощи княгини Анны и обнаружившая «несогласия» с протоколами осмотра 1649 г. Малый церковный собор в Москве в 1677 г. принял решение не почитать Анну как святую, житие и молитвы считать ложными, имя её исключить из святцев, приделы и церкви, освящённые в её честь, переименовать. Собор 1678-1679 гг. подтвердил это решение.

Несмотря на деканонизацию, почитание Анны Кашинской в Тверской епархии сохранялось: писались иконы, устраивались крестные ходы к месту прощания Анны с её супругом Михаилом Ярославичем при отъезде его в Орду, велась запись исцелений. В 1818 г. Святейший Синод позволил включить имя Анны Кашинской в месяцесловы, а в 1899-1901 гг. началась подготовка к восстановлению церковного почитания, возобновилась запись исцелений и иных чудес.

В 1908 г. император Николай II дал согласие на вторую канонизацию Анны Кашинской, а в 1909 г. Синод объявил днём её памяти 12 июня (25 июня по новому стилю) — годовщину перенесения мощей в 1650 г., и в Кашине прошли больше торжества по этому поводу. В том же году в городе Грозном возникла женская община в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской. В 1910 г. в её честь была освящена церковь в Санкт-Петербурге, ставшая подворьем Кашинского Сретенского монастыря (с 1992 г. — подворье Введено-Оятского монастыря), а в 1914 г. — церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской на новом кладбище Донского монастыря в Москве.

Изъятые в 1930-х гг. мощи св. Анны были возвращены Русской Православной Церкви в 1948 г. и помещены в кашинском Вознесенском соборе. После его закрытия в 1960-х гг. они лежали в кашинской Петропавловской церкви. Когда Вознесенский собор был вновь открыт и отреставрирован, раку с мощами вернули в него 25 июня 1993 г.

В наше время Анна Кашинская почитается, кроме 25 июня, также в день своей блаженной кончины 15 октября и в Соборе Тверских святых — 1-е воскресенье после 12 июля.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Наверх