Вальский столп

г. Осташков, ул. Володарского, д. 19

Вальский столп был возведен в конце XVIII века на месте Южных ворот крепостной стены. Территория, на которой сейчас стоит город Осташков, достаточно долгое время принадлежала нескольким княжествам. И только к концу XV столетия земли вошли в состав Московского княжества, оказавшись на западной его границе. Возникла необходимость защищать эти рубежи, особенно в смутное время: от поляков, литовцев, потом и от шведов. Так появляется Осташковская крепость. Она была полностью деревянная, с деревянными же смотровыми башнями. Две стены шли по берегу озера Селигер, являвшегося естественной преградой, а две другие стены были укреплены земляным валом и глубоким рвом, заполненным водой. Несмотря на своё укрепление, крепость не единожды разорялась. Город несколько раз обносился деревянной крепостной стеной, но каждый раз она уничтожалась. Как правило, спустя некоторое время стена отстраивалась заново, но после последнего пожара в 1711 году городскими жителями было принято решение не возобновлять строительство крепостной стены. К этому времени границы отодвинулись дальше на запад, и крепость утратила своё важное стратегическое значение.

Крепостная стена имела три важные башни, выполнявшие оборонительные и хозяйственно-торговые функции: Южную, Восточную и Северную. На месте этих башен в конце XVIII века благодарные жители возвели три поклонных столпа в память о некогда существовавшей крепости. До наших дней сохранился лишь один из них — Вальский столп, возведённый на месте бывших Южных торговых ворот. Он находится на ул. Володарского рядом с городским музеем. Первоначально Вальский столп был украшен вставными иконами, наиболее почитаемой из которых считалась икона Богоматери-Одигитрии — покровительницы Осташкова.

Возведением Вальского столпа, предположительно, занимались местные мастера Иван и Пётр Парфёновы-Фомкины. Столп сооружён в стиле барокко, он представляет собой монолитный четверик, увенчанный высоким шпилем.

Два других столпа, возведённые на месте Восточной и Северной крепостных башен, до наших дней не сохранились. Один из них был снесён в 1930 году при прокладке труб водозабора, а другой снесли после национализации водного транспорта и рыбного хозяйства.

По материалам: izi.travel

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Наверх