Церковь Рождества Иоанна Предтечи

г. Торопец, ул. Карла Маркса

Примерно в одно время с Никольским монастырем на Ивановской улице Торопецкого посада (ныне ул. К. Маркса) возникает женский монастырь — Ивановский. Как и о Никольском, о нем почти ничего не известно, кроме того, что он существовал уже в XVI веке и был очень беден. В монастыре жили священник, игуменья и двадцать пять монахинь. В писцовых книгах о них сказано: «питаются от церкви и от мира». В 1703 году сюда выдается антиминс на освящение Иоанно-Предтеченской церкви, которую называют «новопостроенной». Дата построения не противоречит архитектурным формам здания, хотя они несколько запаздывают в своем развитии и характерны для более раннего периода. Небольших размеров приземистая церковь в первый момент производит впечатление чего-то недосказанного. Когда же ближе познакомишься с памятником, обойдешь со всех сторон, невольно оценишь его объемы, его пластику.

От других торопецких церквей Иоанно-Предтеченская отличается необычной композицией и пропорциями. Основная выразительность достигается сочетанием плоскостей стен с небольшим вкраплением декора, оживляющим их ровную поверхность, а также за счет придела с южной стороны, над «которым возвышается миниатюрная колоколенка, скорее напоминающая восьмерик храма. Вероятно, поэтому вскоре рядом построили высокую колокольню, переделав восьмерик звона старой под завершение придела. Когда же большую колокольню сломали, восьмеричок-колоколенка опять приобрел свое прежнее значение в композиции церкви. Возможно, именно этот прием постановки колокольни над приделом натолкнул мастеров на мысль поставить колокольню над трапезной Богоявленской церкви. При всей своей скупости декор Предтеченской церкви необычайно разнообразен. Кокошники, венчающие храм, могут напомнить московские, пояс поребрика и «косицы» по угловым лопаткам — псковские приемы декорации, резные колонки окон храма похожи на каргопольские. В форме фигурного покрытия церкви и колокольни можно усмотреть украинские прототипы.

Интерьер церкви — другая её примечательная черта. Его оформление относится к следующему этапу расцвета Торопецкого строительства, к середине XVIII века, когда окончательно сложилась местная архитектурная школа. Вместе с артелями каменщиков над убранством церквей трудились лепщики, резчики по дереву, иконописцы и многие другие мастера. Часто один мастер одновременно выполнял несколько работ. Можно лишь сожалеть, что от некогда пышного убранства торопецких церквей уцелели жалкие остатки. Судя по ним, декоративное оформление интерьеров было столь же интересным образцом местной культуры, как и архитектура. Стены Предтеченской церкви украшают лепные каннелированные пилястры, увитые цветочными гирляндами, неоднократно повторены красивые палатки-балдахины. На стенах и сводах причудливы картуши с тончайшим обрамлением. Декорация интерьера дополнялась резным иконостасом. Скупой и в общем маловыразительный интерьер церкви благодаря пышному убранству становился торжественным, нарядным, праздничным. Мастера сумели органически соединить незатейливое пространство здания конца XVII века с витиеватым барокко.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Наверх