Софийская церковь

Оленинский район, урочище Новоселки

Церковь мученицы Софии в пустоши Новосёлки Оленинского р-на – каменная, однопрестольная, освящена в 1898 г. Она находится в лесу, между бывшими деревнями Новосёлками и Гончаровкой, на левобережье р. Лучесы. История её создания чрезвычайно интересна.

Построено на века

Из поколения в поколение передаётся жителями окрестных деревень легенда (или быль?!), что позолоченные кресты с церкви пытались ещё в годы коллективизации стащить тракторами, но тросы рвались, двигатели глохли, техника ломалась, а кресты оставались на прежнем месте. Позарились на них и немецкие оккупанты, попытались сорвать с церкви с помощью танков – и вновь безуспешно. Так и стоит в лесной глуши это чудо, созданное талантом Леонтия Бенуа.

Надежда на Канаду

По завещанию умершего в 1913 г. бездетного Ю.С. Нечаева-Мальцова половина его состояния, в том числе Новосёлковский стекольный завод, перешла к дальнему родственнику – графу Павлу Николаевичу Игнатьеву, ставшему вскоре последним министром народного образования Российской империи. Граф, имевший собственное поместье Артемьево в нынешнем Лихославльском районе Тверской области, эмигрировал после революции в Европу, а затем в Канаду, сумев в основном сохранить капитал. Его сын Георгий стал крупным дипломатом, в конце 1960-х годов был секретарём Совета безопасности ООН, а внук Михаил (Майкл Грант Игнатьефф), глава Либеральной партии Канады, в должности «лидера официальной оппозиции Её Величества» является ныне вторым лицом в этой стране.

Недавно на Софийский храм обратил внимание Центр «Сельская церковь», занимающийся консервацией и реставрацией старых церквей. Директор Центра Светлана Александровна Мельникова выезжала со своим коллегами в Новосёлки, они провели небольшие работы по благоустройству территории и очистке внутренних помещений.

Историческая справка

В течение многих десятилетий и в академической среде, и среди краеведов было распространено мнение, что в конце XIX в. знаменитый архитектор Л.Н. Бенуа выполнил проект церкви святой мученицы Софии, построенной в 1898 г. в с. Новосёлки, на территории современного Оленинского района Тверской области. У этой версии было столько же противников, сколько и сторонников. Не хватало самого главного – документального подтверждения. Сам Бенуа в сохранившихся воспоминаниях об этом факте ничего не говорит, большое число семейных документов было уничтожено в опасении репрессий. Какие же были основания для смелых заявлений у сторонников версии? В 1880 г. дипломат Юрий Степанович Нечаев (23.10.1834-1913), сын обер-прокурора Святейшего Синода, получил в наследство от своего дяди Ивана Сергеевича Мальцова несколько фабрик и заводов в различных губерниях России, крупнейшим из которых был Гусевский хрустальный завод. Вступая в права наследования, Ю.С. Нечаев принял также и фамилию дяди и стал Нечаевым-Мальцовым. В Санкт-Петербурге он жил на нынешней ул. Чайковского, и в 1883-1884 гг. по его заказу Леонтий Николаевич Бенуа выполнил интерьеры здания в стиле рококо. Предприниматель и архитектор подружились. В историю отечественной культуры Ю.С. Нечаев-Мальцов вошел как человек, подаривший России Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, пожертвовав на его строительство более двух миллионов рублей. На фасаде здания музея установлена мемориальная доска с его барельефом.

Возле глухой деревеньки Новосёлки тогдашнего Бельского уезда Смоленской губернии, у самой границы с Ржевским уездом Тверской губернии (ныне Оленинский район Тверской области) его дядя И.С. Мальцов заложил песчаный карьер и на местном и привозном из-под Ржева и Старицы сырье начал производить стеклянную и глиняную посуду: бутыли, декоративные стеклянные колпаки и шары, пуговицы и трости. Помимо стекла на заводе производили также гончарную посуду. На заводе трудились более 200 работников, среди которых были поляки, французы, финны. Завод в Новосёлках продолжал функционировать по просьбам окрестных крестьян даже тогда, когда во время Первой мировой войны перестал быть рентабельным.

В 1894 году Ю.С. Нечаев-Мальцов, «хрустальный король России», принял решение построить при заводе храм во имя святой мученицы Софии, небесной покровительницы его матери. Многолетние разыскания петербургского исследователя Владимира Веллинга, потомка прихожан этого храма, привели недавно к долгожданному открытию. В фондах Российского государственного исторического архива он нашёл следующий документ: «По счёту Новосельской стекольной фабрики. Выдано профессору Бенуа за план Новосельской церкви - 1000 руб.». Наблюдать за строительством наезжал живший в Ржеве архитектор фон Рентель. Закладка храма была торжественно проведена в мае 1895 г. – с молебном при начале работ, с участием множества гостей, в присутствии четверых священников, старших чинов полиции, сотских и десятских. Неоднократно бывал здесь в период возведения храма сам Ю.С. Нечаев-Мальцов, в том числе на открытии церкви. Храм был освящён в 1898 г. Н.Н. Редков писал о нём: «Храм из красного кирпича, с украшениями из белого камня по окнам и карнизам, устроен в старо-новгородском стиле и по наружному виду напоминает часовню с большим куполом и одною главою. Каменная звонница устроена отдельно от храма, над воротами в ограду. Церковь и звонница крыты оцинкованным железом. Внутри храм гораздо больше, чем кажется по своему наружному виду. Резной, крытый дубовой фанерой иконостас с иконами художественной работы простирается во всю ширину храма. В храме три придела: два освящены во имя св. мученицы Софьи и св. великомученика Георгия, третий придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы устроен под ризницею».

После революции иногородние рабочие разъехались, и Новосёлковский стекольный завод остановился. В 1926 г. советская власть спохватилась и попыталась восстановить производство, но было уже поздно: завод потихоньку растащили, и он не подлежал восстановлению. Новосёлки постепенно обезлюдели. Но, в полном соответствии с российской непредсказуемостью, совершенно иная судьба была у Софийской церкви. Её ровесницы ветшали и рассыпались в годы безбожья, а она и по сей день стоит почти как новенькая, под целыми куполами и крестами. По заросшей дороге в эти места теперь можно добраться лишь в очень сухую погоду.

Больше всего при взгляде на Софийский храм поражает внешняя свежесть и нетронутость кладки, прочность и основательность конструкции. Сияет на солнце венчающий массивный прочный купол позолоченный крест, лишь слегка погнутый усилиями многочисленных механизированных вандалов. Да, на кровле растут деревья, но в остальном церковь выглядит как недавно построенная. Специалисты говорят, что секрет кроется в особых свойствах местного кирпича и цемента, совершенстве проекта Бенуа и доброй совести строителей. Конечно, вандалы добираются и сюда. Были попытки сорвать крест, недавно украли кованую дверь в храм, растаскивается метлахская изразцовая плитка, которой выстелен пол.

Сейчас Софийская церковь является памятником культуры местного значения, и забота о её сохранности лежит на районной администрации. Предлагаются разные варианты её восстановления и использования – от простой консервации до организации здесь под эгидой Тверской митрополии монастыря или скита. Процесс полной реконструкции и реставрации церкви требует очень больших затрат. Перевод Софийской церкви в памятники федерального значения позволил бы претендовать на выделение денежных средств из Федеральной целевой программы сохранения объектов культурного наследия.

Леонтий Николаевич Бенуа родился 23 августа 1856 г. в Петергофе, в 1875-1879 гг. учился в Петербургской Академии художеств, уже через шесть лет стал академиком архитектуры, а в 1893 г. – действительным членом Петербургской академии художеств. В 1903 г. он стал почётным председателем Общества архитекторов-художников, был профессором в Академии художеств, ректором Высшего художественного училища при ней. После революции он остался в России, был профессором Свободных художественных мастерских, преподавал в Институте гражданских инженеров. Незадолго до кончины, в 1927 г., ему присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Л.Н. Бенуа скончался в Ленинграде 8 февраля 1928 г. Ранние его архитектурные проекты несут влияние французского классицизма XVII-VIII вв. (Придворная певческая капелла в Санкт-Петербурге). Позднее он создавал здания в неовизантийском стиле (собор Св. Георгия в Гусь-Хрустальном, русская капелла в Дармштадте, собор Александра Невского в Варшаве). Он был близок и русскому модерну, порой использовал приёмы романской архитектуры (церковь Лурдской Божией Матери в Санкт-Петербурге). В середине 1900-х гг. он перешёл от эклектики к неоклассицизму (доходный дом 1-го Российского страхового общества в Санкт-Петербурге, западный корпус Русского музея в Санкт-Петербурге, носящий ныне его имя). Историки архитектуры отмечают, что для творчества Л.Н. Бенуа характерны чёткая композиция, продуманность художественного ансамбля, элегантность форм. В начале XX в. он стал одним из создателей проекта преобразования Санкт-Петербурга, участвовал во многих реконструкциях интерьеров и внешнего облика зданий столицы (фойе Эрмитажного театра, Белый зал заседаний Мариинского дворца), руководил строительством Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости. Среди учеников Леонтия Николаевича Бенуа такие выдающиеся архитекторы, как Фёдор Лидваль, Оскар Мунц, Владимир Покровский, Владимир Гельфрейх, Лев Руднев, Иван Фомин, Владимир Щуко, Алексей Щусев, Мариан Лялевич. Его дочь Надежда, художник и книжный график, – мать знаменитого британского режиссёра и актёра, обладателя двух «Оскаров», «Эмми» и «Грэмми», командора Ордена Британской Империи сэра Питера Устинова.

Транспортная доступность

От пос. Оленино 26 км: 19 км по асфальтированной дороге, 7 км по грунтовой дороге и бездорожью. Через с. Новосёлки проходил знаменитый Шереметевский большак – дорога из Смоленска в с. Молодой Туд и далее, к оз. Селигер и Великому Новгороду.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Наверх