Октябрьская железная дорога

Следующие

Уже почти два века Тверской регион играет важнейшую роль в развитии Октябрьской железной дороги: сказывается положение между двух столиц.

 

Вопрос о создании железной дороги на территории России встал ещё в 30-40-х гг. XIX века. Транспортировка грузов и продовольствия в Петербург по сухопутным и водным путям (важную роль в которой играла Вышневолоцкая водная система!) нередко оказывалась под угрозой срыва, северная столица жила под перманентной угрозой нехватки продовольствия и голода. Именно поэтому в 1841 году Николаю I был представлен проект железной дороги, которая в дальнейшем была наречена в его честь. План был одобрен. Строительные работы начались в 1843 году одновременно с двух направлений – со стороны Москвы и Санкт-Петербурга. Их масштаб был колоссален – планировалось возвести железнодорожные магистрали протяжённостью 652 км, нигде в мире на тот момент не существовало столь продолжительных железнодорожных путей. Помимо этого, было необходимо возвести здания вокзалов, депо, обслуживающих предприятий, создать всю сопутствующую инфраструктуру.
 
Здание вокзала в Твери (ныне именуемое «старым») было построено в 1850 году, красивейший вокзал в Вышнем Волочке – в 1851. Именно между этими станциями в 1850 году был пущен первый состав, годом позже состоялся первый рейс между Москвой и Петербургом по Николаевской железной дороге. Её протяжённость по Тверской губернии составила 254 км. Впоследствии к концу XIX–началу XX вв. к магистральной железной дороге были присоединены местные пути железнодорожного сообщения, их протяжённость превысила 1000 км. 
 
Станция Тверь на Николаевской железной дороге была одной из самых развитых – в комплекс станционных построек  входило более 10 зданий – среди которых были больница, жилые дома, ремонтное депо и др.  В мастерских трудились около 350 человек. Здание тверского вокзала славилось убранством помещений, предназначенных для царских особ, их интерьеры были отделаны с особым шиком: дубовые полы, мраморные камины, золочёные багеты... К концу XIX века ежегодный пассажирский поток на станции Тверь составил более 180 тысяч человек. В растущем пристанционном посёлке открылось железнодорожное училище (сейчас – школа №25). В годы Гражданской войны многие километры железнодорожных путей были выведены из строя, более трети паровозов было уничтожено. Однако и восстановлена была Николаевская железная дорога в кратчайшие сроки – к 1923 году, и одновременно переименована в Октябрьскую. А город Тверь был наречён Калинином. 
 
Во время Великой Отечественной войны перед отступлением железнодорожные пути на станции Калинин были взорваны, чтобы немцы не смогли эксплуатировать её в своих целях. Немецкая армия захватила город в октябре 1941 года и превратила железнодорожную станцию в укреплённый форпост. Но недолго враг стоял на тверской земле! Всего через два месяца – 16 декабря 1941 года – советская армия отбила город и станцией Калинин у немцев. Многие предприятия железнодорожного узла в ходе боёв сильно пострадали. К февралю 1942 года станция восстановила свою работу. Известно, что две калининские поездные бригады, несмотря на постоянные обстрелы и бомбёжки, доставляли провизию и военную технику в блокадный Ленинград, занимались транспортировкой раненых из разорённого города. За подвиг во время Великой Отечественной войны калининской станции на постоянное хранение было вручено Красное Знамя от наркома путей сообщения.  
 
В конце 50–начале 60-х гг.на Октрябрьской железной дороге паровая тяга ушла в прошлое, линия Ленинград–Москва была полностью электрифицирована. Станция Калинин продолжала развиваться – на её территории (и на станции Бологое) открылся музей калининских железнодорожников, в 1991 было построено новое здание вокзала (причём старое было сохранено). В начале 2000-х станции было возвращено её историческое название. В 2009-м году по Октябрьской железной дороге с остановкой в Твери начал курсировать высокоскоростной поезд «Сапсан», время следования от Москвы до Санкт-Петербурга сократилось до 4 часов. К 2015 году станция Тверь снова полностью преобразится – строительство нового вокзала европейского уровня должно начаться уже очень скоро.
 
 
Фото Александра Калиона, Владимира Крылова, Юрия Сурина и Егора Щербакова

Также вам будет интересно:

Дополнение описания объекта

Дополнение истории

Предложение нового объекта интереса

Мы собираем на карте большие и маленькие объекты имеющие культурно-историческую ценность, а также интересные природные и техногенные объекты, которые могут быть интересны самым разным аудиториям.

Нас интересует всё, от памятного места с красивым видом и родничка у дороги, до уникальных комплексов отдыха с развитой инфраструктурой, о которых еще неизвестно редакторам портала.

Предложенные материалы сортируются, проверяются, дополняются редакторами, после чего публикуются на проекте. При публикации указывается авторство материалов и ссылка на первоисточник (при необходимости).


Предложение нового объекта сервиса

Мы собираем базу данных больших и малых объектов качественного туристического сервиса в Тверской области.

Одной из целей проекта является помощь в развитии туристической инфраструктуры региона в целом. Качественные сервисы получают поток посетителей с портала и возможность развить бизнес, туристы получают выбор и больше информации о сервисе в регионе.

Помимо мест размещения, питания, комплексов отдыха, нас интересуют также новые АЗС, банкоматы и отделения банков, аптеки, автосервисы и другие полезные туристам объекты.

Предложенные материалы сортируются, проверяются, дополняются редакторами, после чего публикуются на проекте. При публикации указывается авторство материалов и ссылка на первоисточник (при необходимости).


Предложение новой истории

Если вы автор интересного рассказа или фотоистории о посещении интересных мест Тверской области, пожалуйста, поделитесь этими знаниями с редакторами портала.

История может быть адаптирована под проект или дополнена редакторами справочной или энциклопедической информацией, видео или иными медиа-материалами, контекстными ссылками.

Авторам большого количества качественных историй мы готовы предложить постоянные условия сотрудничества.


Предложение нового события

В данный момент редакторами составляется календарь событий в регионе, который будет интересен в том числе и жителям Тверской области.

Если вам известно об интересном готовящемся событии в регионе, пожалуйста, поделитесь этими знаниями с редакторами портала, указав контактную информацию организаторов и ссылки на дополнительную информацию.

Анонс события может быть адаптирован под проект или дополнен редакторами справочной или энциклопедической информацией, видео или иными медиа-материалами, контекстными ссылками.

Предложение о сотрудничестве

Идея по улучшению проекта

Сообщение об ошибке

Жалоба или требование

Закрыть