Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

г. Торопец, Ленинградская ул., д. 62
В XVIII веке после некоторого ограничения в каменном строительстве Торопец, как и другие города, вновь начинает украшаться церквями. Примерно за десять лет их было построено пять, и это в городе, где на посаде проживало всего полторы тысячи жителей и уже существовало более десяти церквей!

В XVIII веке после некоторого ограничения в каменном строительстве Торопец, как и другие города, вновь начинает украшаться церквями. Примерно за десять лет их было построено пять, и это в городе, где на посаде проживало всего полторы тысячи жителей и уже существовало более десяти церквей!

Самой первой, в 1742 году, выстроили небольшую Рождественскую церковь. Она стала первой дошедшей до нас из того круга памятников, которые составляют торопецкую школу. Если рассмотреть план здания, то его традиционность будет очевидной: небольшой квадратный храмик с граненой апсидой и обширной трапезной с двумя приделами, апсиды которых в миниатюре повторяют центральную. Но в решении наружных объемов произошло нечто неожиданное. Прежде всего, мастера не стремятся четко отделить венчающий восьмерик от четверика, как это было в Никольской церкви, а мыслят храм единым объемом. Восьмерик перестает восприниматься завершением. 

Другой композиционной особенностью торопецких церквей становится зрительная распластанность вширь всего здания или одного фасада. Это ощущение усиливается своеобразным, ставшим в Торопце традиционным, фасонным покрытием, над которым приплюснутая венчающая главка на тонком барабанчике кажется чрезмерно тяжелой. И, наконец, декор, который не спутаешь ни с каким другим.

Первый исследователь, выделивший торопецкую архитектурную школу, В.В. Косточкин, дал ему точное определение, назвав «вырезанным из доски». Широкий, плоский, почти без всякой профилировки, он намного выступает из стены и кажется наложенным на её поверхность, что усиливается контрастной окраской в белый цвет выступающих частей и в ярко-зеленый, розовый, красный, желтый самих стен. Наличники окон, чередуясь с пилястрами, почти вдвое превосходящие шириной последние, образуют как бы декоративные пояса, обегающие фасады. Приземистая распластанность церкви немного смягчилась, когда позже к ней пристроили колокольню. Но и колокольню торопецкие мастера конструктивно рассматривают как центральную часть, возводя её в тех же формах.

В интерьере сохранились фрагменты убранства стен удивительно похожие по своему рисунку на декорацию Предтеченской церкви. Сходство настолько велико, детали лепного узора так точно повторяются, что можно смело говорить об оформлении интерьеров рукой одного мастера или артели.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Наверх