!

Сайт работает в тестовом режиме. Хотите сообщить о найденной ошибке? Знаете, как улучшить портал? Отправьте письмо на почту welcome@tverreg.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Село Выдропужск

Спировский район, с. Выдропужск
0

Село Выдропужск в Спировском районе находится на правом берегу р. Тверцы, в том месте, где её пересекает шоссе Москва - Санкт-Петербург (М10), бывшая «Государева дорога».

Савва Чевакинский туго знал свое дело

Примечательна оценка творения Саввы Чевакинского – церкви Смоленской иконы Божией Матери в Выдропужске – его современниками: «Оная церковь трёхпрестольная, строена по плану лучшею нынешнего века архитектурою».

Выдры или выдрать

Точной научной этимологии названия села нет, но бытует несколько исторических анекдотов, по-своему объясняющих его происхождение. По одному из них, Выдропужском назвали место, где свободно водились выдры.

По другой народной версии, Выдропужск был назван по словам, сказанным Екатериной Великой, которая увидела здесь пьяного ямщика: «Выдрать пуще».

Историческая справка

Через Тверцу здесь – три автомобильных моста. На 2008 г. население села составляло 1100 человек. Село возникло на дороге между Москвой и Новгородом, принадлежало Валдайскому Иверскому монастырю. В письменных источниках упоминается с XVI в. под названием Выдробожск. Археологическими разведками на территории села выявлены культурные слои древнерусского времени (X-XIII вв.), содержащие лепную и раннегончарную керамику. Таким образом, возникновение села относится к раннесредневековому времени. В Выдропужской школе стараниями её прежнего директора Е.М. Муравьёва (впоследствии – доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, начальник департамента образования Тверской области) и его учеников создан замечательный краеведческий музей.

Каменная церковь Смоленской иконы Божией Матери в с. Выдропужске сооружалась в несколько этапов во второй половине XVIII – первой трети XIX в.: 1769-1784, 1793, 1836-1839 гг. Ещё в 1756 г. прихожанами было получено разрешение на постройку взамен сгоревшей церкви Смоленской иконы Божией Матери нового храма, который заложили в 1769 г. Из-за нехватки материала работы приостановили, и возобновила их в 1775 г. строительная артель знаменитого столичного архитектора, уроженца Новоторжской земли С.И. Чевакинского. В 1784 г. он по собственной инициативе и по приглашению жителей села завершил строительство храма. В окончательном варианте церковь имела 3 придела: Одигитрии Смоленской (главный); Покрова Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи (боковые). Кирпичное оштукатуренное здание церкви имеет симметричную относительно продольной оси композицию, состоящую из храма, трапезной и колокольни со стилистически единообразной ампирной обработкой фасадов. Стены выкрашены снаружи охрой, детали декора побелены. Храм выстроен на белокаменном цоколе. На трапезной и колокольне цоколь гранитный. Храм квадратный в плане, четырёхстолпный, центрического типа. Его двухцветная крестообразная центральная часть, завершённая световым восьмериком, значительно превышает по высоте одноцветные угловые пристройки. В интерьере сохраняется яркая полихромная клеевая живопись, выполненная в академической манере с использованием гризайльной орнаментики. Частично сохранились остатки чугунного пола, положенного в 1811 г. В 1793 г. рядом с храмом на средства прихожан была заложена кирпичная колокольня. По просьбе прихожан старая деревянная Георгиевская церковь была разобрана на дрова и употреблена для обжига кирпича, изготовлявшегося на месте. Престол великомученика Георгия Победоносца в 1823 г. перенесли на второй ярус колокольни. В 1836-1839 гг. к храму была пристроена двухпридельная трапезная: престолы святителя Николая Чудотворца и Успения Пресвятой Богородицы. Таким образом, церковь Богоматери Одигитрии относится к редким многопрестольным храмам. В храме было много икон начала XVIII в., хранилось Евангелие 1634 г. – вклад первого царя династии Романовых Михаила Фёдоровича. Окончательно свой современный вид храм обрёл в 1846 г., когда был заново оштукатурен и окрашен. Незадолго до этого, в 1843 г., вокруг церкви была построена каменная ограда, появилась и каменная сторожка. Церковь была закрыта в 1931 г., вновь открыта в 1995 г. В ней находится местночтимая святыня – икона Божией Матери «Выдропужская».

Главной святыней с. Выдропужск всегда была икона Выдропусской Одигитрии (Путеводительницы) Смоленской. Проявление её чудотворных свойств связывают с пожаром древней деревянной Георгиевской церкви, после которого она сохранилась «совершенно целой и невредимой, только задняя доска несколько пообгорела». Большую известность во всех русских землях икона получила после появления «Повести о чудотворном образе пресвятые Богородица иже в Новгородской области в веси нарицаемой Выдропусском, в храме святаго великаго мученика Христова Георгия». Её автором является воевода, псковский наместник Г.И. Токмаков, происходивший из князей Звенигородских. События, описываемые в «Повести...» относятся к походу Ивана III на Новгород в 1471 г. Автор указывает, что писал эту повесть со слов жителя Выдропусска Фёдора Корчемника. В ней также упоминается митрополит Филипп Колычев, из чего исследователи заключают, что «Повесть» была написана после 1566 г. Сюжет произведения связан с похищением иконы из храма одним из воинов великого князя и её чудесным возвращением в храм. Один из ратников, боярский сын, забрал с собой Выдропусскую «Одигитрию», перенёс в свою муромскую вотчину и поставил в местном храме. Но в субботу недели святых Жён-Мироносиц он попросил священника петь молебен перед новой иконой Пресвятой Богородицы, сказав: «Отпой молебен пленнице». И тут налетел вихрь, поднял икону, она вознеслась над церковью и исчезла. В Выдропужске «в тот же день и час, в первом часу дня, когда взошло солнце, и утро было светлым и чистым, некто селянин Фрол, вышел сеять лён. Внезапно раздался около него шум, как будто пронеслось бурное дыхание. И вновь наступило безветрие». Когда же местный пономарь вошёл в церковь, он увидел, что похищенная икона лежала в алтаре, а рядом другая икона - Богородицы «Умиление», которой прежде не было. Весть о чудесном возвращении иконы разнеслась по окрестностям. В церковь устремились люди, чтобы поклониться чудотворной иконе. Ратник, укравший икону, раскаялся и вернулся в Выдропужск, чтобы просить прощения у местных жителей, тогда они поведали ему все обстоятельства невероятного возвращения святого образа. Раз в году икона переносилась с крестным ходом в г. Торжок. В 1630 г. в Москве был сделан точный список с иконы, и крестные ходы в Торжок прекратились. Одновременно в Торжке в Спасо-Преображенском соборе был сооружён придел в честь Богоматери Одигитрии. Празднование – 10 августа. В этот день по окончании литургии совершается крестный ход от церкви Смоленской иконы Божией Матери к двум источникам: Георгиевскому (на месте прежней Георгиевской церкви) и Покрова Пресвятой Богородицы (часовня над источником). В феврале 2003 г. икона пребывала в московском Сретенском монастыре, а весной 2004 г.– во Всехсвятском кафедральном соборе г. Тулы.

Село Выдропужск – место рождения знаменитых русских славистов академиков Николая и Петра Лавровских, сыновей местного священника о. Алексия Лавровского. Николай Алексеевич Лавровский (1825-1899) – доктор русской словесности, тайный советник, директор Нежинского историко-филологического института князя Безбородко в 1875-1879 гг., с 1883 г. – ректор Варшавского университета, с 1890 г. – академик Санкт-Петергургской академии наук по отделению русского языка и словесности. Пётр Алексеевич Лавровский (1827-1886) – историк и филолог, славист, член-корреспондент Санкт-Петербургскойй академии наук. С 1851 г. (в 24 года!) он занял кафедру славянских наречий в Харьковском университете. Был первым ректором Варшавского университета (1869-1872), попечителем Оренбургского (с 1875) и Одесского (1880-1885) учебных округов. Последние его труды: «Сербско-русский словарь» (1870); «Черногория и Черногорцы» (1871); «Русско-сербский словарь» (1880).

Как добраться

Село находится на трассе Москва - Санкт-Петербург (М10). В 6 км к северу, на противоположном, левом, берегу р. Тверцы, находится с. Бабье с каменной церковью святителя Николая Чудотворца (1853).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: