Памятник А.Г. Венецианову

г. Вышний Волочек, Казанский пр-т (сквер)
5

В центральном сквере города воздвигнут памятник великому художнику. Монумент открыт 18 февраля 1980 года к 200-летию со дня рождения художника. Авторами памятника стали народный художник РСФСР, скульптор О.К. Комов и архитектор Н.И. Комова.

О художнике

Алексей Гаврилович Венецианов считается основателем так называемой «бытовой живописи». До него никто не смог рассмотреть столь прекрасное в бытовых сценах из жизни простонародья, в обыденных пейзажах провинции.

Будущий художник родился в Москве в 1780 году. Его предки были родом из Греции. Переехав в Россию, они получили прозвище «Венециано», что и сыграло свою роль при получении новой фамилии. Отец Алексея был торговцем цветов, растений и картин. Венецианов учился живописи сам. Позднее отец посодействовал его учебе у В.Л. Боровиковского. Потом война, карикатуры на дворян — галломанов и французов... И только в 1819 году, оставив службу и поселившись с женой и дочерьми в деревне Сафонково Тверской губернии, он начинает создавать «крестьянский» жанр в живописи.

После необычайного успеха его картины «Гумно», проданной за значительную сумму, Алексей Гаврилович решается сам обучать живописи. Так организуется художественная школа, где он обучил более 70 человек. Среди его учеников — известный художник Григорий Сорока. Простые крестьяне бесплатно обучались в этой школе. Венецианов учил видеть формы и образы в окружающем мире вне стандартных норм и канонов. Это противоречило общепризнанной системе образования, отчего школа не получала официального признания. С 1808 года А.Г. Венецианов стал издавать журнал карикатур, который вскоре запретили.

С 1829 года Алексей Гаврилович заслуженно становится придворным живописцем. Как портретист он прекрасно рисует образы современников: Н.М. Карамзина, В.П. Кочубея, Н.В. Гоголя. Его известный портрет К.И. Головачевского, инспектора Воспитательного училища при Академии художеств, с тремя мальчиками, олицетворяющими скульптуру, живопись и архитектуру, является воплощением единства старой и новой Академии. В 1840-х годах на семью обрушилась череда бед и несчастий. Школу художника официально не признавали, она не приносила достаточного дохода, образовались долги, и личное имение пришлось заложить. Вскоре умирает супруга художника. После двадцати лет существования школа по-прежнему испытывала материальные трудности, мастер попытался устроиться преподавателем в Академию художеств или в Московское училище живописи и ваяния, но безрезультатно. Умер художник внезапно, в дороге, в результате несчастного случая в декабре 1847 года.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
наверх