!

Сайт работает в тестовом режиме. Хотите сообщить о найденной ошибке? Знаете, как улучшить портал? Отправьте письмо на почту welcome@tverreg.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Борисоглебский собор

г. Старица, ул. Ленина
0

Борисоглебский собор расположен на территории бывшего Старицкого кремля, на левом берегу Волги, напротив Старицкого Свято-Успенского мужского монастыря.

Фрески

В архитектурном отношении собор сохранился хорошо. Ещё недавно в нём была лесопилка, стояли станки. Фрески местами сохранились, но находятся в угрожаемом состоянии. Иконы в советское время были переданы в местный музей, оттуда в 1972 г. взяты на реставрацию, в музей не вернулись, и судьба их неизвестна.

О фресках Борисоглебского собора можно прочитать в воспоминаниях Фёдора Глинки, который путешествовал по Тверской губернии в 1820 г.: «Мы вошли в новую церковь, которую назавтра собирались освящать. Архитектура в ней очень хорошая, резьба прекрасная, но живопись не соответствует прочему украшению. Если бы не блеск свежих красок, можно подумать, что иконостас писан за несколько сот лет. Ласковый архитектор, случившийся тут, объяснил нам загадку, сказав, что иконы писаны нарочно старинною кистью для того, что прихожане-старообрядцы отчурались бы от церкви, увидев святых, написанных по нынешним образцам».

Историческая справка

Первоначальный Борисоглебский собор в Старицком кремле был возведён в 1558 г. Разорение города в Смутное время и небрежение к нему центральной власти тяжело сказалось на состоянии храмов.
 
В XVIII в. Старицу перекидывали из губернии в губернию: в 1708 г. она была приписана к Смоленской губернии, в 1719 г. – к Тверской провинции Петербургской губернии, в 1727 г. – к Новгородской, а в 1775 г. – окончательно к Тверской губернии. Взяться за ремонт храмов, не приписанных к монастырям, было фактически некому, поэтому в 1802 г. Борисоглебский собор было решено разобрать «по ветхости».
 
Дело в том. что ещё за пять лет до этого, при императоре Павле Петровиче, был издан указ «о построении в Вышнем Волочке... как равно и в городах в Старице и Зубцове на место ветких, новых соборов...», и на «построение старицкого собора выдано 7000 рублей».
 
В 1805 году был утверждён план нового собора. Его решили возводить на Новом городище (западнее прежнего), недалеко от торговой площади. Дорога к нему шла мимо кузниц, это облегчало подвоз камня и других строительных материалов. Проект собора заказали в Петербурге швейцарскому архитектору Луиджи Руска. К его основным работам в столице относятся здание Манежа и казармы Кавалергардского, Измайловского и Белозерского полков. Руска участвовал и в разработке архитектурных проектов двух летних резиденций русских императоров: Петергофа и Царского Села. По его проектам также восстанавливалась колокольня Ивана Великого в Московском Кремле, Петропавловский собор и Аничков дворец в Петербурге. Л. Руска принадлежат храмы в Таллине, Астрахани, Пензе.
 
Старицкий Борисоглебский собор  очень напоминает церковь Всех Скорбящих радости на Шпалерной ул. в Петербурге и Борисоглебский собор в Торжке, проект которого создан великим Николаем Львовым. Все три храма построены в стиле классицизма и отвечают всем классическим канонам. Два боковых придела Борисоглебского собора в Старице освящены во имя Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Митрофания Воронежского.
 
Своеобразие старицкого храма Бориса и Глеба создано талантом архитектора Матвея Алексеевича Чернятина, уроженца Старицы, купеческого сына. Он учился на архитектора в Твери, работал управляющим в имении генерал-майора А.Т. Тутолмина, известного мецената, чьим именем названа Старицкая больница.
 
Выдающийся старицкий историк Александр Шитков нашёл немало сведений о земляке-архитекторе в архивных фондах. Он пишет, что, следя за постройкой, Чернятин «изменил облик храма, не выходя за рамки стиля».
 
Храм был летний, без колокольни, поэтому в 1817 г. настоятель Борисоглебского собора протоиерей Алексей Трифильев обратился в Тверскую духовную консисторию с просьбой о строительстве каменной колокольни, а под ней – тёплой церкви во имя Нерукотворного образа Спаса. Губернский архитектор Легранд утвердил план колокольни и церкви, сочинённый архитектором Матвеем Чернятиным.
Колокольня стоит отдельно и несколько отличается по архитектуре от храма: она более нарядная, лёгкая.
 
Матвею Чернятину принадлежит и проект недавно восстановленного Троицкого храма в Свято-Успенском Старицком монастыре. Два храма смотрят друг на друга с двух берегов Волги и отражаются в водах великой русской реки.

Как добраться

Собор находится в центре города, от главной улицы Старицы к нему ведёт дорога вдоль Волги, вниз по её течению.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: